(от "княжий двор" - жилище князя) - резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека. В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство дворцов было связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Сложную композицию здания составляли многочисленные помещения для торжественных приемов и церемоний. Римские дворцы отличались симметрией главных помещений, которые располагались вокруг дворов с фонтанами, водоемами и скульптурой. Аналогичные композиционные приемы применялись в архитектуре дворцов императоров и наместников в римских европейских, азиатских и африканских провинциях, в Византийской империи, где их планы видоизменялись в соответствии с местными условиями. В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений (см. ), позже постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца - . В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский, императорский, царский). Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в.). Характерной чертой композиции дворца стала анфилада, объединявшая большое количество помещений, а также парадный двор - курдонер. С сер. XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г.). В архитектуре Советской России и позднее СССР были распространены т. н. Дворцы Труда, Культуры, Спорта и т. д. (франц. dessus de porte - над дверью) – панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII вв. – см. . (франц. donjon) – главная башня феодального, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля. – один из трех основных архитектурных ордеров.
Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами; состоит из круглой подушки – и толстой квадратной плиты – . членится на, и ; фриз по горизонтали делится на и. Дорический ордер сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (встречается уже между 600 и 590 гг. до н. э. в самой Греции и в дорийских колониях – храм Артемиды в Керкире). В VI-V вв. до н. э. дорический ордер стал важнейшим элементом монументальных композиций и главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. См. подробнее архитектурные. – многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830-40-хгг. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. В кон. XIX – нач. XX вв. доходный дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем. Доходные дома имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад. – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных.