Стили каминных залов Каждая эпоха в истории изобразительного и пластического искусства дает миру новые имена, новые течения, возникновение неведомых ранее "измов", зарождение новых направлений и тенденций. "Новорусская" эпоха, или век "новых русских" породила целую плеяду дизайнеров, декораторов, художников-конструкторов, архитекторов и мастеровых, создающих родовые гнезда "новых русских". Садово-парковые ансамбли "Газпрома" на Калужском шоссе, дворцовые интерьеры банкиров на Рублевском - Успенском шоссе, загородные (Таганьково) и городские (Екатериновка) виллы инвестиционных компаний поражают не столько своим размахом, сколько уточненным и изысканным вкусом, тщательной планировкой и выверенной композицией, где нет случайного темпоритма и все подчинено общему замыслу архитектора. Пластическое искусство и художественное конструирование в современных дизайн-проектах приобретают зримые черты "новорусского" формотворчества в интерьерах, в фасадах, в ландшафтах. Для полноценного осмысления эстетики архитектурного образа "новорусского дома" необходимо учесть пять составляющих: вкус хозяина, бюджет, моду, окружающая среда обитания и последнее - сроки. (На Рублевском стоят около 20-ти недостроенных коттеджей из-за того, что время бензиновых королей и инвестиционных пирамид ушло). Наш короткий обзор посвящен каминным залам в загородных домах. Рассматривая каминный зал, как маленькую часть всего загородного дома необходимо учитывать все его составляющие: (см. выше). Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов и светотеней. Одной из важнейших черт классицизма является обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому эталону, основной язык классицизма - ордер, перспектива, лаконизм. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь каминной облицовки с окружающим интерьером отличительная черта классических каминов. Пластика классических каминов, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, при этом конструктор-декоратор создает "естественную" конструкцию камина, подчиняя ее элементам композиции, а не наоборот (как делают в стиле рустик, модерн, конструктивизм и т. д.). Традиции русского классицизма в дворцовых интерьерах Екатериновки, Таганьково - яркий образец симметрично-осевых планировочных систем. Пластические формы каминных облицовок декорируются малой каменной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, академической резьбой и станковой живописью. К примеру на фото: колонны сделаны из точеного мрамора Кибик Кордон, столешницы из Бьянка-Карара, фундамент - цоколь из колотого гранита - Мансуровского.
Как разновидность классицизма следует догмам и классическим традициям: ветвь винограда, львиная лапа, колосья пшеницы, роза тюдора в декоре камина (античные и библейские сюжеты). Подражание классицизму, но очищенное от конкретно - исторического содержания пластическая форма "притянутая" к ценностям и моде реального времени. Это более распространенный тип каминов в московском загородном доме чем чистый классический, по одной причине: он более демократичен и вписывается в самые замысловатые интерьеры. Рустик в переводе с латинского обозначает простой - грубый. Причем это относится не только к каминам, но и к дереву, ткани, керамике. Необработанная грубая поверхность в сочетании с утонченным узором, полированным камнем и стеклянной дверцей украшает каждый второй каминный зал. Благодаря фирмам GODIN, LOKI, CHEMENI PHILIPPE, КАРИАТИДА в Москве появились камины в стиле "Рустик". Он наиболее популярен в современных новорусских домах. Колотый, рванный камень: туф, песчаник, доломит, известняк, гранит, мрамор, покрытый каменным лаком - основной декоративный элемент отделки камина в стиле "Рустик". Камин в рустике удачно сочетается с модерновой мебелью и хайтековской (космической) электронной аппаратурой. Создавая рустиковские интерьеры дизайнеры иногда путают его с кантри, но у кантри свое лицо. Это народный стиль. Камин в стиле русской печи, с использованием керамики, майолики, глазури, орнамента - его основная отличительная особенность. Часто декорируют булыжником, скалой, галькой, создавая подобие первобытного очага. Поиск новых форм пластического и декоративного оформления камина. В этом поиске принимают участие все: прораб, хозяин, мастер-печник, архитектор, дизайнер. В результате появляется камин эклектический, а иногда безликий.
Но если в геометрических формах присутствует чувство меры, то он становится достойным украшением современного интерьера. Этим стилем увлекаютсся мастера - одиночки, технари, вчерашние м. н.с. и к. т.н., которые навязывают свой стиль техно - конструкции заказчику. В этом стиле отсутствует: конструкция камина соответствует всем требованиям СНиП и ГОСТ. Пластичные и декоративные элементы стоят на службе у конструкторского строения пода топки, зуба, дефлектора, эжектора, дымосборника, задвижки, дымохода. Эти мастера знают толк в конструкциях каминов и печей, но художественный вкус у них отсутствует, а работать в тандеме с дизайнером не хотят. Близок к авангарду и эклектике, но с претензией на оригинальность. Московские дизайнерские фирмы охотно работают в этом стиле, т. к. для автора-дизайнера это полигон для осуществления своих творческих идей. Автору этих строк приходилось участвовать в разработке постмодернового камина в модерновом интерьере. Так вот, задача стояла такая: камин-очаг должен стоять в центре зала, открытый с четырех сторон, он должен крутиться, с дымосборника должна литься вода, в гроте и нише должна звучать светомузыка, он должен опускаться и подниматься, а по необходимости и полностью убираться за 30 минут. На стадии проектирования возникло множество проблем с пожарными и эксплуатационными нормами, но камин все же был смонтирован с уменьшением его функций: убрали светомузыку и подъем. Это типовые английские камины, утопленные в нишу в стене, зачастую обшитые деревянным орнаментом. Гармонично вписывается в кабинет и в гостиную классического и академического стиля. Так называемый авторский дизайн. Здесь важно имя автора или название фирмы. Среди московских фирм специализирующихся на авторском дизайне каминов следует выделить, пожалуй, три: "Мастер", "Loki", "Гран-При". Есть мастера - одиночки очередь к которым расписана на два года вперед: Юрий Мойсеев, Геннадий Андреев, Владимир Фуражкин и др. Этим мастерам подвластны и дворцовые камины, и рустик, и классические. Лицо автора видно в тщательной подгонке каждого камешка, в пропорциях, в цвете, в темпоритме. Здесь все продумано до мелочей. (см. фото.). Эти камины по общему наблюдению специалистов напоминают романский стиль. В них присутствует помпезность, претензиосность, грубовато - брутальные формы. Топка не менее 1500X1800 мм, в которой можно жарить шашлык, а по необходимости и "клад зарыть". Вертикальные стенки из крупных, едва обработанных камней, горизонтальные столешницы из камня: гранита, доломита, песчаника толщиной до 150 мм. Крупные кованные решетки, зольник, задняя футеровка из литого цветного металла, наличие всевозможных полочек, банкеток, ниш - главная отличительная особенность "новорусских" каминов.
Как правило, они пристроены в эркер или к стенке в зале приемов. Камины в стиле барокко, ампир, готики - редкое явление в современных каминных залах.. К этим каминам у дизайнеров трепетное отношение, так как они становятся заметным явлением в современном пластическом формотворчестве: о них пишут, их хвалят, они становятся выдающемся произведением искусства в современных интерьерах. Цены. Цена самого скромного камина, выложенного из облицовочного кирпича с трубой составляет в новой деноминации до 11000 рублей. Это стиль кантри (деревенский) для деревянного сруба или на последнем этаже городской квартиры. Чуть подороже до 15000 рублей камин, выложенный из колотого натурального камня: доломит, песчаник, известняк, булыжник (стиль рустик). Конструктивистские камины с элементами полированного камня, колотого камня, дерева, штукатурки, металла до 16000 рублей. Викторианские камины с резьбой по дереву до 18000 рублей. Модерновые камины с растительной темой и применением различных материалов: стекло, дерево, медь, сталь, камень, керамика - до 20000 рублей. Неоклассические камины с деревом, камнем и штукатуркой до 21000 рублей. Академические камины с лепниной, пластикой, декором - до 25000 рублей. Классические камины с использованием мелкой пластики: колонны, балясины, львиные лапы, розы и т. д. до 35000 рублей. Авангардные камины с хромом, никелем, стеклом, металлом, камнем до 50000 рублей. Камины авторского исполнения до 70000 рублей. Цены указаны с материалом и работой. Есть цены и ниже, но более низкого качества работы. Есть цены ваше, но не обязательно более высокого качества работы. Лучше выбирать фирму, которая накопила солидный опыт работы, или мастера с 10 летнем стажем работы. О национальных особенностях каминов мы уже писали (см. "Дом и интерьер" № 4). Продолжая тему традиционного и национального понимания камина как центра семейного социума и как функционального мгновенного источника тепла следует иметь ввиду, в первую очередь, его эстетические достоинства. Мебель меняется два раза за одно поколение, обои шесть-семь раз, половики, накидки три, четыре раза, кухонная утварь и электроника два раза. А камин, как минимум, рассчитан на два поколения. При этом тщательно необходимо взвесить все мелочи: материал, геометрию, свои вкусы, вкусы домочадцев и т. д. Самый беспроигрышный вариант - пригласите дизайнера - архитектора, и он даст вам профессиональные рекомендации (за гонорар всего 2000 рублей) с выдачей необходимой документацией и дизайн - проектов. Это гарантия, того что вам не надо будет камин переделывать, или терпеть его раздражающий вид. В следующих материалах мы расскажем о печах-голландках, шведках, изразцовых каминах, барбекью. Николай Матвиенко